Рекомендации педагога-психолога - Каменюкская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Рекомендации педагога-психолога

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

Правила поведения в семье

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

 

Советы супругам

  1. Уважай себя. Чтобы пользоваться уважением супруга, его родителей, своих детей, соседей (а человек не живет без контакта с другими людьми), надо прежде всего уважать себя. Самоуважение предусматривает прежде всего честность, искренность, невозможность совершить подлость, предать или унизить другого человека. Уважающий себя человек не может поступить так, как ему не хотелось бы, чтобы поступили с ним.
  2. Уважай супруга. Постоянно, а особенно в критических ситуациях, помни, что еще не так давно именно этот человек был самым близким для тебя, что он (она) — отец (мать) твоих детей.
  3. Будь внимательным. Не оценив самочувствия, настроения супруга, легко совершить бестактность, допустить непростительный промах. Особенно внимательным надо быть мужчине. И потому, что самочувствие и настроение женщин более лабильно, и потому, что женщина больше нуждается в этом. Новая прическа, платье, украшение... Только женщины знают, как ранит их равнодушный, невидящий взгляд.
  4. Будь благодарным. Не принимай сделанное супругом как должное, не стоящее благодарности, даже если это входит в круг его обязанностей. Может случиться, что не оцененные усилия перестанут совершаться. И как же меняется отношение к делу, если знаешь, что за него услышишь искренние слова благодарности.
  5. Научись слушать и слышать супруга, становиться на его место. Конечно, не всегда есть время, а чаще — желание тратить собственные нервные клетки на чужие переживания. Но в том-то и дело, что эти переживания не чужие (если только желание создать семью искреннее), они волнуют самого близкого тебе человека. И от того, насколько ты сумеешь разделить его переживания, зависит, станет ли семья благополучной. В семейных отношениях обычные законы арифметики трансформируются в высшую математику чувств — неприятность, разделенная на двоих, уменьшается вдвое, радость, разделенная на двоих, увеличивается в четыре раза.
  6. Никогда не обобщай (это, кстати, важно не только при общении супругов, но и в отношениях с детьми). Надо иметь в виду: назвав мужа (ребенка) неряхой, а жену (дочь) — копушей, ты закрываешь путь к совершенствованию, к устранению недостатка, поскольку такая характеристика воспринимается как оценка уже сформировавшегося порока, избавиться от которого трудно или невозможно. Надо говорить конкретно: «Сегодня ты забыл убрать за собой...» или, еще лучше: «Какой будешь молодец, если уберешь за собой...».

Отрицательные общие характеристики (даже если они верны) всегда воспринимаются как оскорбления и отбрасываются личностью. Лучше оценивать данный конкретный поступок и при этом так, чтобы, не загоняя человека в угол, дать ему понять, что веришь в его способность в следующий раз проявить себя с лучшей стороны.

  1. Имей в виду, что далеко не всегда приносит пользу откровенная исповедь чужому человеку. Особенно опасно искать утешение у людей, которые тебе сочувствуют, которым ты небезразличен. Их короткая реплика, понимающее поддакивание, одобряющий взгляд, казалось бы, льют бальзам на раны души. Но этот бальзам коварен и ядовит — ведь он чернит твоего супруга, разрушает объективное мнение о нем, подрывает целостность семьи.
  2. Мужчина любит глазами, женщина — ушами. Женщина должна выяснить, что именно в ее внешности больше всего привлекает мужа, и подчеркивать это, не забывая одновременно о возможностях совершенствования и всего остального. Нравится мужу шея — носите открывающие шею блузки, грудь — декольте, ноги — сшейте халатик с единственной пуговицей под подбородком. Но не забывайте, что с помощью физкультуры и специально подобранных упражнений можно увеличить бюст и уменьшить талию, изменить в желаемом направлении форму ног и др. Мужчина же, который не забывает каждый день повторять жене, что она прекрасна, может чувствовать себя в полной безопасности: его не заставят мыть посуду, бегать лишний раз в магазин и отдавать всю зарплату до копейки.
  3. Не забывай — одно из самых мощных средств, улучшающих семейную атмосферу, снимающих напряжение, инициирующих любовное общение и интимную близость, — поцелуи. И главное при этом не техника, а искренность.
  4. Знай: какими бы эмансипированными ни были женщины в наше время, их натура требует, чтобы когда-либо, в каких-нибудь ситуациях они оставались просто женщинами — слабыми, беззащитными, нуждающимися в опеке и поддержке сильного друга. Очень плохо, если муж забывает об этом и добровольно превращается в семье еще в одного ребенка — безответственного и несамостоятельного, постоянно требующего к себе внимания.

                                                          Помни!!!

учшее, что отец может сделать для своих детей, -  это любить их  мать. 

Теодор Хесберг

Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить.

Оноре де Бальзак

 

                                        Отношение родителей к детям

Советы родителям

1. Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь проблемами.

2. Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

3. Нельзя подшучивать над детьми, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

5. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

6. Расскажите о себе, о вашей истории первой любви — это поможет найти взаимопонимание с ребенком.

7. Любите его бескорыстно и старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается

8. Все мы хотим, чтобы наши дети росли счастливыми. Но, возможно, не все догадываются, что нужно прежде всего стать счастливым самому! Начать с себя!

Ведь у счастливых родителей растут счастливые дети, словно с младенчества усваивая витамин любви и удачи, защищающий их от жизненных трудностей и невзгод.

                                         Домашние советы

 Внешний вид каждого члена семьи — визитная карточка семьи, показатель отношения к самому себе и уважения других.

Ваша одежда должна быть аккуратной, удобной, красивой, а вы сами выглядеть ухоженными.

 

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, плесните немного заботы, посыпьте пониманием и уважением, подогрейте на искрах задорного детского смеха и украсьте семейными традициями.

 

                        Как избежать стресса у детей

Родители часто беспокоятся, что детям может быть трудно в современном мире. Чтобы они преуспели, родители заставляют их изучатьматематику, экономику, иностранные языки, требуют, чтобы для всестороннего развития они занимались спортом и искусством. Родители начинают предъявлять требования к ребенку уже с младенчества. Так же как взрослые, дети могут стать жертвами хронического стресса, пытаясь быть лучше.

Способы помочь вашему ребенку без спешки и давления:

  • перед тем как составить расписание его занятий в кружках и секциях, выясните, что он действительно любит;
  • если ребенок не хочет заниматься, выясните - почему. Может, ему не нравится класс или учитель, а может, он отказывается посещать бассейн, потому что у него нет подходящего купальника. Зная причины, вы сможете помочь ему;
  • детям необходимо свободное время. Убедитесь, что у ребенка достаточно времени как для уроков, так и для отдыха;
  • помогите вашему ребенку научиться чередовать занятия и отдых;
  • помогите ребенку подготовиться к занятиям.

             Пусть у ребенка будет собственный еженедельник или план на день. Составив режим дня, который он сможет самостоятельно выполнять, он станет более ответственным. Приучите детей собирать вещи накануне вечером, чтобы избежать суматохи в последнюю минуту.

Трезво оцените нагрузку на ваших детей и при необходимости попытайтесь ее сократить.

Отдыхайте вместе со своими детьми. Дети не могут постоянно заниматься. Поиграйте с ними - даже обычная игра в лото принесет пользу. Расспросите их о том, что случилось за день, но будьте при этом предельно тактичны, ведь дети не всегда любят рассказывать о школе и занятиях, боясь вмешательства в свою личную жизнь;

Подавайте им пример. Дети учатся, глядя на вас. Проанализируйте собственный распорядок дня и избавьтесь оттого, что вас слишком утомляет.

 

 Родителям, которые хотят приобщить ребенка к чтению книг

Привить любовь к чтению сразу и вдруг невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и большого терпения. Если вы запаслись и тем и другим, то наши советы для вас.

 

Во-первых, помните, что детское чтение - это совместная работа ребенка и взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО. Варианты могут быть разные: поочередное чтение одной и той же книги, чтение взрослым - слушание ребенком, чтение ребенком - слушание (искреннее, с интересом!) родителей, совместное прослушивание аудиокниг (МР 3) или кассет.

Во-вторых, подбор книг. Это должна быть детская литература, соответствующая возрасту. Хорошо, если вы сами уже читали эту книгу и можете поделиться с ребенком своими впечатлениями, по только после освоения содержания вашим чадом. Не навязывайте ребенку свое мнение и не спешите с негативными оценками. У вашего ребенка могут быть совсем другие интересы и потребности. Не стоит предлагать детям взрослый круг чтения, так как психика ребенка не готова к тем проблемам и ситуациям, которые описываются в популярной литературе.

Не спешите делать взрослыми детей!

В-третьих, сама книга. Яркая обложка и обилие иллюстраций - в прошлом. Это нужно детям 3-7 лет. Девятилетние дети могут сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а иллюстрации иногда не соответствуют этим представлениям. Вот качество бумаги должно быть хорошим, чтобы книгу было приятно держать в руках. Да и шрифт тоже должен быть удобно читаем, в зависимости от техники чтения ребенка.

А самое главное, собственным примером приучайте ребенка к чтению. Пусть несколько минут в день дети видят, как их роди гели, несмотря на усталость и нехватку времени уделяют внимание своему любимому занятию. Тогда и дети постепенно привыкнут читать перед сном хотя бы десять страничек.Помните, что это — не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания.

 

Некоторые приемы снятия усталости при чтении

Упражнение выполняется сидя или стоя. Опустив голову и прижав подбородок к груди, обхватите затылок ладонями рук, развернув локти и плечи вверх и в стороны. Делайте вдох, одновременно поднимая подбородок. Ладони препятствуют поднятию головы, локти отходят дальше вверх и в стороны. Положение вдоха сохраняется несколько секунд. Затем следует быстрый и полный выдох. Цикл повторяется 6—7 раз.

Встаньте, разогните спину и запрокиньте голову назад. Руки развёрнуты в стороны и вверх, ладонями назад. Пальцы предельно отдалены друг от друга. Глубоко вдохните и, задерживая вдох, поднимитесь на носки, оставаясь в такой позе 10—30 секунд. Затем, энергично выдыхая, опустите руки вниз и примите исходное положение. Повторите цикл 5—6 раз.

Осторожно прикрыв глаза ладонями, моргайте в течение 20—30 секунд, постепенно наращивая темп до предела. Затем плотно зажмурьте глаза под ладонями. Снимите ладони и медленно откройте глаза.

Очень мягкими и осторожными движениями подушечек пальцев массируйте кожу вокруг закрытых глаз. Затем так же медленно, плавными движениями помассируйте переносицу, брови, лоб, виски и скулы.

Открытыми глазами плавно вращайте сначала по ходу часовой стрелки, а затем — в противоположную сторону как бы по свёртывающейся и развёртывающейся спирали. Затем медленно поднимайте и опускайте взгляд, переводите его до предела налево и направо. Голова при этом остаётся неподвижной.

Соедините скрещенные пальцы рук перед грудью. Вдохните через нос. Выдыхая через рот, сильно растягивайте пальцы в противоположные стороны. Выдохнув, расслабьте пальцы.

Как помочь ребенку выполнить домашнее задание.

 Распространенная ошибка родителей: ребенок пошел в первый класс, значит, уже взрослый. И сам может делать домашнее задание. Но ведь бедное дите совершенно не понимает, как его выполнить и вообще, с чего начать. Поэтому на первых порах помощь родителей просто необходима, даже в плане организации рабочего места. Первоклассник не знает, куда положить учебник, чтобы он не падал и не мешал, как разложить тетради. Но не стоит сидеть с ним от и до.

Существует даже пошаговая схема. Сначала делаем все вместе. Потом определяем, что ребенок может сделать сам. Третий этап – ребенок делает задание самостоятельно, а родители только проверяют. И на четвертом этапе вы приучаете ребенка к тому, что отныне ваше дело – проверить дневник раз в неделю.

Но на всех этапах ученик должен быть уверен, что при необходимости родители всегда придут на помощь.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ КОНТРОЛЬНОЙ

Повторять материал нужно не «про себя». Такой способ самопроверки неэффективен. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь проговаривать, и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге (включается зрительная память), а не в уме.

Попробовать ответы на самые трудные вопросы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на магнитофон (видеокамеру), а потом прослушать себя со стороны.

Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал легко вспомнится.

Не стоит повторять билеты по порядку. Лучше написать номера на листочках и тянуть, как на экзамене.

Вставать и ложиться лучше в привычное время. Спать не меньше 9 часов, не нарушая свой обычный режим дня и включая в рацион питания больше соков и морсов.

Тем, кому не нужно много времени «на раскачку», начинать подготовку можно с более трудных вопросов. Если же работоспособность нарастает постепенно, лучше не терять времени и сначала быстро повторить более лёгкий материал.

Необходимо помнить - любое дополнительное напряжение: чтение художественной литературы, просмотр телепередач, игра в шахматы и т.п. - увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику.

Не пытайтесь наверстать упущенное вечером - эффективность такой работы очень мала.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

 

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

 

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

 

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

 

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

 

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

 

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

 

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

 

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

 

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

 

8. Работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

 

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…

Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.

 

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

 

            Как помочь подготовиться к экзаменам

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, что кажется ему более сложным и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на что придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

       Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема.

      Прочитайте список вопросов к экзамену. Пусть ребенок просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

      Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя, в хорошо проветренной комнате. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

      Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости,- лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточится над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.

      Все необходимое к экзамену (тетрадь, ручка, карандаш, и т.д.) нужно подготовить заранее.

      Одежду, которую ребенок планирует одеть на экзамен, примерьте накануне и убедитесь в том, что ребенку в ней удобно и комфортно.

      Проконтролируйте, чтобы ваш ребенок, собираясь на экзамен, позавтракал.

      Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, помогите ему справится с бедой. Воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».