№
|
Задание
|
Сроки выполнения
|
Ответствен-ный
|
Направление 1. «Биоразнообразие»
|
1.1
|
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования:
а) определение территории для изучения;
б) определение и нанесение на картосхему десяти видов травянистых растений;
в) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель – май
|
Бедок С.Л.
|
1.2
|
Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной 1 м:
а) изучение методики исследования и изготовление рамки;
б) выбор площадок для исследования с разной степенью антропогенного воздействия;
в) изучение качественного и количественного состава травянистой растительности на 4 площадках;
г) статистическая обработка и анализ полученных результатов;
д) составление отчёта и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель – май
|
Бедок С.Л.
|
1.3
|
Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования:
а) изучение основных теоретических понятий (интродукция, аборигенная флора, инвазивный вид и т.д.);
б) определение видовой принадлежности деревьев и кустарников на территории школы;
в) систематизация древесно-кустарниковой растительности;
г) нанесение на картосхему местонахождения деревьев и кустарников;
д) составление отчета; размещение информации на сайте учреждения образования.
|
март-май
|
Бедок С.Л.
|
1.4
|
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования:
а) определение и изучение методик проведения мониторинга орнитофауны;
б) выбор маршрута и площадок для наблюдения;
в) определение, наблюдение и учёт птиц;
г) статистическая обработка и анализ полученных результатов;
д) составление отчета; размещение информации на картосхеме и сайте учреждения образования.
|
сентябрь - май
|
Андрушкевич В.И.
|
1.5
|
Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения образования или территории природного окружения:
а) определение площадок для изучения насекомых;
б) выбор и освоение методик для изучения насекомых;
в) учёт и определение насекомых;
г) статистическая обработка и анализ полученных данных;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель-май
|
Ярошук Л.В.
|
1.6
|
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования или территории природного окружения учреждения образования, разработка плана действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования:
а) анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории и территории природного окружения, сравнение с результатами изучения 2019/2020 учебного года;
б) составление плана мероприятий на три года по увеличению биоразнообразия на выбранной территории;
в) согласование плана мероприятий по увеличению биоразнообразия с администрацией школы и другими заинтересованными лицами;
г) размещение плана на сайте учреждения образования;
д) мониторинг успешности природоохранных действий.
|
июнь
|
Ярошук Л.В.
|
1.7
|
Изготовление и размещение на территории учреждения образования кормушек для птиц, организация регулярной подкормки:
а) изготовление и ремонт кормушек;
б) изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц в зимнее время;
в) наблюдение за птицами, определение видового разнообразия прилетающих на кормушки птиц;
г) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.
|
ноябрь - март
|
Семененко С.М., классные руководители
|
1.8
|
Изготовление и размещение на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования искусственных гнездовий для птиц, убежищ для летучих мышей:
а) изучение видового состава гнездящихся птиц;
б) выбор материала и параметров для изготовления домиков для птиц, убежищ для летучих мышей;
в) определение мест размещения и развешивание домиков для птиц, убежищ для летучих мышей;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
январь - март
|
Семененко С.М.
|
1.9
|
Создание и размещение на территории учреждения образования убежищ для беспозвоночных:
а) определение места для создания убежищ для беспозвоночных;
б) сбор необходимого материала для создания убежищ для беспозвоночных;
в) оборудование на пришкольной территории убежища для беспозвоночных;
г) нанесение на картосхему местонахождения убежищ;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель-май
|
Семененко С.М.
|
1.10
|
Создание новой и обновление имеющихся на территории учреждения образования «Клумб для бабочек»:
а) обновление цветочного ассортимента «Клумбы для бабочек»;
б) агротехнические работы по содержанию клумбы;
в) наблюдение за бабочками и другими насекомыми;
г) нанесение на картосхему местонахождения «Клумб для бабочек»;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель-июнь
|
Бедок С.Л.
|
1.11
|
Изучение состояния искусственного пруда на территории учреждения образования:
а) изучение видового разнообразия пруда;
б) определение мероприятий по увеличению видового разнообразия (при необходимости);
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
сентябрь-май
|
Андрушкевич В.И.,
Бедок С.Л.
|
1.12
|
Посадка местных плодово-ягодных деревьев и кустарников на территории учреждения образования:
а) обновление и уточнение списка деревьев и кустарников на территории учреждения образования и территории природного окружения;
б) определение видового состава деревьев и кустарников для пополнения биоразнообразия;
в) организация посадки деревьев и кустарников на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
сентябрь-апрель
|
Семененко С.М.
|
1.13
|
Создание на территории учреждения образования «дикого луга»
|
апрель-май
|
Ярошук Л.В.
|
1.14
|
Посещение и сбор информации о ГПУ НП «Беловежская пуща»:
а) изучение информации и оформление картосхемы ГПУ НП «Беловежская пуща» на стенде в фойе школы;
б) организация бесед, круглых столов с сотрудниками ГПУ НП «Беловежская пуща»;
в) изучение видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на данной территории;
г) размещение информации на сайте учреждения образования
|
сентябрь-май
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
Направление 2. «Энергосбережение»
|
2.1
|
Изучение потребления электроэнергии в учреждении образования:
а) изучение данных по ежемесячному расходу электроэнергии;
б) обновление схемы здания школы с указанием основных приборов, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы;
в) размещение информации на стендах и на сайте учреждения образования.
|
сентябрь – май
|
Семчёнок О.А.
|
2.2
|
Изучение расходования тепла в учреждении образования:
а) изучение данных по ежемесячному расходу топлива;
б) обследование помещений школы и определение мест потери тепла с указанием их на схеме здания школы;
в) размещение информации на стендах, на сайте учреждения образования.
|
октябрь – декабрь
|
Семененко С.М.
|
2.3
|
Анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии на год:
а) систематизация и обобщение данных об использовании энергии и тепла в школе;
б) составление плана по сбережению тепла и электроэнергии на год;
в) согласование плана работы с администрацией школы и всеми заинтересованными лицами;
г) определение ответственных за выполнение плана из числа учеников и работников школы;
д) ознакомление с планом работников школы, учащихся и их родителей;
е) размещение на стендах, на сайте учреждения образования плана работы по сбережению тепла и электроэнергии в школе.
|
январь
|
Ярошук Л.В.
|
2.4
|
Выполнение плана и проведение мониторинга эффективности действий по энергосбережению в школе:
а) реализация действий по энергосбережению в школе;
б) мониторинг эффективности действий по энергосбережению;
в) составление отчета о реализованных действиях по уменьшению электропотребления в школе и их эффективности;
г) размещение на стендах, на сайте учреждения образования информации о выполнении мероприятий по энергосбережению и их эффективности.
|
январь - декабрь
|
|
2.5
|
Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома:
а) согласование с родителями методов проведения мониторинга потребления электроэнергии и расходования тепла дома, а также формы предоставления результатов;
б) разработка памятки по изучению потребления электроэнергии и расходования тепла дома;
в) проведение мониторинга потребления электроэнергии и расходование тепла дома;
г) определение возможных путей экономии электроэнергии и сохранения тепла дома;
д) разработка и распространение памятки по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома;
е) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
ноябрь-январь
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
Направление 3. «Водосбережение»
|
3.1
|
Изучение потребления воды в учреждении образования
а) аудит использования воды в школе;
б) обновление схематического плана здания учреждения образования с местами расположения приборов учета воды, потребления воды, режима их работы;
в) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
октябрь - декабрь
|
Семененко С.М.
|
3.2
|
Анализ ситуации по эффективному использованию воды:
а) анализ данных по использованию воды в учреждении образования и определение возможных путей экономии;
б) составление плана по бережному использованию воды в учреждении образования;
в) согласование плана работы по бережному использованию воды в учреждении образования с администрацией школы;
г) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
январь
|
Семененко С.М.
|
3.3
|
Выполнение плана действий по рациональному использованию воды в школе:
а) размещение на стендах, на сайте учреждения образования плана работы по сбережению воды в школе;
б) реализация действий по рациональному использованию и уменьшению потребления воды в школе;
в) составление отчета о реализованных действиях по уменьшению расходов воды в школе и их эффективности;
г) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
февраль – май
|
Семененко С.М.
|
3.4
|
Изучение потребления воды дома:
а) согласование с родителями целей, задач и методов изучения потребления воды дома;
б) составление памятки по изучению потребления воды дома;
в) анализ эффективности использования воды дома и определение возможных путей снижения потребления воды дома;
г) разработка памятки по рациональному использованию воды дома
д) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
февраль – март
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
Направление 4. «Обращение с отходами»
|
4.1
|
Изучение состава образующихся в учреждении образования отходов, анализ источников их образования:
а) определение основных источников отходов;
б) изучение состава отходов;
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
январь-февраль
|
Семененко С.М.
|
4.2
|
Составление плана работы по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья:
а) анализ данных об основных источниках и объёмах образующихся отходов;
б) определение возможных путей минимизации объёма отходов;
в) составление плана работы по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;
г) согласование плана работы с администрацией и привлечение заинтересованных лиц;
д) размещение на сайте учреждения образования плана работы по минимизации объёма образования отходов в школе.
|
февраль
|
Семененко С.М.
|
4.3
|
Выполнение плана действий по минимизации отходов в школе:
а) определение ответственных за выполнение действий по минимизации отходов из числа учащихся и работников школы;
б) составление отчета о реализованных действиях по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования и их эффективности;
в) размещение информации на сайте учреждения образования.
|
март – апрель
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
4.4
|
Оборудование на территории учреждения образования приспособления для компостирования органических отходов:
а) определение места для компостирования органических отходов на пришкольной территории;
б) сбор материала и выбор конструктивного решения приспособления для компостирования органических отходов;
в) оборудование места для компостирования органических отходов на пришкольной территории;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
апрель-май
|
Семененко С.М.
|
4.5
|
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях:
а) согласование с родителями целей, задач и методов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
б) разработка памятки по изучению состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
в) изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
г) определение возможных путей минимизации количества отходов, образующихся в домашних условиях;
д) разработка памятки по минимизации объёма образования отходов дома;
е) составление рекомендаций по раздельному сбору и сдаче отходов;
ж) размещение информации на сайте учреждения образования, информирование заинтересованных лиц.
|
январь – февраль
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (определение методики проведения мониторинга).
|
март – апрель
|
Бедок С.Л.
|
5.2
|
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
|
апрель
|
Бедок С.Л.
|
5.3
|
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
|
апрель
|
Бедок С.Л.
|
Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия»
|
6.1
|
Обследование состояния окружающей среды в населенном пункте:
а) обследование территории аг. Каменюки с целью выявления локальных экологических проблем;
б) анализ экологической ситуации в микрорайоне;
в) размещение результатов исследования на сайте учреждения образования.
|
сентябрь, апрель
|
Ярошук Л.В.
|
6.2
|
Подготовка и размещение в общедоступных местах для местного населения наглядного природоохранного материала, созданного учащимися:
а) подготовка наглядного материала природоохранного материала;
б) тиражирование и распространение наглядного материала;
в) составление отчёта и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
октябрь, май
|
Ярошук Л.В., классные руководители
|
6.3
|
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения:
а) подготовка и проведение информационно-экологического меро-приятия на сборы «Экополиса» с приглашением представителей природо-охранных организаций, родителей;
б) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ.
|
сентябрь - июнь
|
Натчук Т.П., классные руководители, руководители объединений по интересам
|
6.4
|
Проведение практических экологичес-ких акций с привлечение местного населения:
а) подготовка и проведение традиционных экологических акций: «Чистый лес», «Чистая улица», «Сдай макулатуру – сохрани дерево», «Час Земли» и др.;
б) участие в районных (областных, республиканских) экологических мероприятиях;
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ
|
сентябрь - июнь
|
Натчук Т.П.
|
6.5
|
Разработка с учащимися и выдвижение природоохранной инициативы для администрации местного населенного пункта:
а) анализ экологической ситуации в микрорайоне школы и на территории природного окружения;
б) разработка природоохранной инициативы с целью улучшения экологической обстановки и увеличения биоразнообразия;
в) взаимодействие с заинтересованными организациями с целью реализации природоохранной инициативы;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ.
|
сентябрь – июнь
|
Натчук Т.П.
|
6.6
|
Организация в учреждении образования объединения по интересам/ факультатива по тематике ведения сельского хозяйства или садоводства:
а) определение перечня объединений по интересам/ факультативов по тематике ведения сельского хозяйства или садоводства в соответствии с запросом учащихся на 2024/2025 учебный год;
б) осуществление деятельности объединений по интересам/ факультативов по тематике ведения сельского хозяйства или садоводства;
в) составление отчета с фотоматериалами о деятельности и размещение его на сайте.
|
сентябрь – июнь
|
Натчук Т.П.
|
6.7
|
Участие в проведении республиканских акций по посадке деревьев на территориях, согласованных с местными учредительными и распорядительными органами:
а) организация участия в проведении республиканских акций по посадке деревьев;
б) составление отчета об участии в республиканских акциях, размещение его на сайте.
|
сентябрь – июнь
|
Натчук Т.П.
|