№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
Раздел 1. «Биоразнообразие»
|
1.1
|
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории учреждения образования:
а) определение территории для изучения;
б) определение и нанесение на картосхему наиболее интересных и часто встречающихся травянистых растений;
в) занесение информации о видах травянистых растений в он-лайн базу данных florafauna.by;
г) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Апрель - май
|
1.2
|
Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования, используя квадратную рамку со стороной 1 м:
а) изучение методики исследования и изготовление рамки;
б) выбор площадок для исследования с разной степенью антропогенного воздействия;
в) изучение качественного и количественного состава травянистой растительности на 6 площадках;
г) статистическая обработка и анализ полученных результатов;
д) составление отчёта и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Апрель – май
|
1.3
|
Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования:
а) изучение основных теоретических понятий (интродукция, аборигенная флора, инвазивный вид и т.д.);
б) определение видовой принадлежности деревьев и кустарников на территории школы;
в) систематизация древесно-кустарниковой растительности;
г) нанесение на карту-схему местонахождения деревьев и кустарников;
д) знесение информации о видах древесных растений и кустарниках в он-лайн базу данных florafauna.by;
е) составление отчета; размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Март-май
|
1.4
|
Изучение разнообразия птиц на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования:
а) определение и изучение методик проведения мониторинга орнитофауны;
б) выбор маршрута и площадок для наблюдения;
в) определение, наблюдение и учёт птиц;
г) статистическая обработка и анализ полученных результатов;
д) занесение информации о видах птиц в он-лайн базу данных florafauna.by;
е) составление отчета; размещение информации на картосхеме и сайте учреждения образования;
ж) участие в национальных акциях «Осенние наблюдения за птицами», «Живая весна» и «Птицы на кормушке».
|
Сентябрь - май
|
1.5
|
Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения образования и территории природного окружения:
а) определение площадок для изучения насекомых;
б) выбор и освоение методик для изучения насекомых;
в) учёт и определение насекомых;
г) статистическая обработка и анализ полученных данных;
д) занесение информации о видах в он-лайн базу данных florafauna.by
е) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Апрель-май
|
1.6
|
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования, разработка плана действий на три года по увеличению биоразнообразия:
а) анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории и территории природного окружения;
б) составление плана мероприятий на три года по увеличению биоразнообразия на выбранной территории;
в) согласование плана мероприятий по увеличению биоразнообразия с администрацией школы и другими заинтересованными лицами;
г) размещение плана на сайте учреждения образования;
д) мониторинг успешности природоохранных действий.
|
Январь- март
|
1.7
|
Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки:
а) изготовление и ремонт кормушек;
б) изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц в зимнее время;
в) наблюдение за птицами, определение видового разнообразия прилетающих на кормушки птиц;
г) занесение информации о видах птиц в он-лайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси;
д) составление отчета, размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Ноябрь - март
|
1.8
|
Изготовление и размещение на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования искусственных гнездовий для птиц, убежищ для летучих мышей:
а) изучение видового состава гнездящихся птиц;
б) выбор материала и параметров для изготовления домиков для птиц;
в) определение мест размещения и развешивание домиков для птиц;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Январь - март
|
1.9
|
Создание и размещение на территории учреждения образования убежищ для беспозвоночных:
а) определение места для создания убежищ для беспозвоночных;
б) сбор необходимого материала для создания убежищ для беспозвоночных;
в) оборудование на пришкольной территории убежища для беспозвоночных;
г) нанесение на карту-схему местонахождения убежищ;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Апрель-май
|
1.10
|
Создание и размещение на территории учреждения образования «Клумбы для бабочек»:
а) определение места размещения, формы и цветочного ассортимента «Клумбы для бабочек»;
б) агротехнические работы по созданию и содержанию клумбы;
в) наблюдение за бабочками и другими насекомыми;
г) нанесение на картосхему местонахождения «Клумбы для бабочек»;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Апрель-июнь
|
1.11
|
Изучение состояния искусственного пруда на территории учреждения образования
|
1.12
|
Посадка местных видов деревьев, кустарников, создание «дикого» луга на территории учреждения образования:
а) составление списка деревьев и кустарников на территории учреждения образования и территории природного окружения;
б) определение видового состава деревьев и кустарников для пополнения биоразнообразия;
в) организация посадки деревьев и кустарников на территории учреждения образования и территории природного окружения учреждения образования;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Март-апрель
|
1.13
|
Посещение и сбор информации о ГПУ НП «Беловежская пуща»:
а) изучение информации и оформление карты-схемы ГПУ НП «Беловежская пуща» на стенде в фойе школы;
б) организация бесед, круглых столов с сотрудниками ГПУ НП «Беловежская пуща»;
в) изучение биологического разнообразия данной территории;
г) размещение информации на сайте учреждения образования
|
Сентябрь-май
|
Раздел 2. «Энергосбережение»
|
№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
2.1
|
Изучение потребления электроэнергии в учреждении образования:
а) изучение данных по ежемесячному расходу электроэнергии;
б) составление схемы здания школы с указанием основных приборов, потребляющих электроэнергию, их мощность, режим работы;
в) размещение информации на стендах и на сайте учреждения образования.
|
Сентябрь – ноябрь
|
2.2
|
Изучение расходования тепла в учреждении образования:
а) изучение данных по ежемесячному расходу топлива;
б) обследование помещений школы и определение мест потери тепла с указанием их на схеме здания школы;
в) размещение информации на стендах, на сайте учреждения образования.
|
Октябрь – апрель
|
2.3
|
Анализ ситуации по эффективному использованию энергии в учреждении образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии на год:
а) систематизация и обобщение данных об использовании энергии и тепла в школе;
б) составление плана по сбережению тепла и электроэнергии на год;
в) согласование плана работы с администрацией школы и всеми заинтересованными лицами;
г) определение ответственных за выполнение плана из числа учеников и работников школы;
д) ознакомление с планом работников школы, учащихся и их родителей;
е) размещение на стендах, на сайте учреждения образования плана работы по сбережению тепла и электроэнергии в школе.
|
Февраль-март
|
2.4
|
Выполнение плана и проведение мониторинга эффективности действий по энергосбережению в школе:
а) реализация действий по энергосбережению в школе;
б) мониторинг эффективности действий по энергосбережению;
в) составление отчета о реализованных действиях по уменьшению электропотребления в школе и их эффективности;
г) размещение на стендах, на сайте учреждения образования информации о выполнении мероприятий по энергосбережению и их эффективности.
|
Январь - декабрь
|
2.5
|
Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома:
а) согласование с родителями методов проведения мониторинга потребления электроэнергии и расходования тепла дома, а также формы предоставления результатов;
б) разработка памятки по изучению потребления электроэнергии и расходования тепла дома;
в) проведение мониторинга потребления электроэнергии и расходование тепла дома;
г) определение возможных путей экономии электроэнергии и сохранения тепла дома;
д) разработка и распространение памятки по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома;
е) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
Ноябрь-январь
|
Раздел 3. «Водосбережение»
|
№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
3.1
|
Изучение потребления воды в учреждении образования
а) аудит использования воды в школе;
б) нанесение на схематический план здания учреждения образования мест расположения приборов учета воды, потребления воды, режима их работы;
в) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
Октябрь - ноябрь
|
3.2
|
Анализ ситуации по эффективному использованию воды:
а) анализ данных по использованию воды в учреждении образования и определение возможных путей экономии;
б) составление плана по бережному использованию воды в учреждении образования;
в) согласование плана работы по бережному использованию воды в учреждении образования с администрацией школы;
г) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
Декабрь
|
3.3
|
Выполнение плана действий по рациональному использованию воды в школе:
а) размещение на стендах, на сайте учреждения образования плана работы по сбережению воды в школе;
б) реализация действий по рациональному использованию и уменьшению потребления воды в школе;
в) составление отчета о реализованных действиях по уменьшению расходов воды в школе и их эффективности;
г) размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
Январь – май,
Сентябрь – декабрь
|
3.4
|
Изучение потребления воды дома:
а) согласование с родителями целей, задач и методов изучения потребления воды дома;
б) составление памятки по изучению потребления воды дома;
в) анализ эффективности использования воды дома и определение возможных путей снижения потребления воды дома;
г) разработка памятки по рациональному использованию воды дома
д)размещение информации на стендах школы, на сайте учреждения образования.
|
Февраль – март
|
Раздел 4. «Обращение с отходами»
|
№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
4.1
|
Изучение состава образующихся в учреждении образования отходов, анализ источников их образования:
а) определение основных источников отходов;
б) изучение состава отходов;
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Январь-февраль
|
4.2
|
Составление плана работы по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья:
а) анализ данных об основных источниках и объёмах образующихся отходов;
б) определение возможных путей минимизации объёма отходов;
в) составление плана работы по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья;
г) согласование плана работы с администрацией и привлечение заинтересованных лиц;
д) размещение на сайте учреждения образования плана работы по минимизации объёма образования отходов в школе.
|
Февраль
|
4.3
|
Выполнение плана действий по минимизации отходов в школе:
а) определение ответственных за выполнение действий по минимизации отходов из числа учащихся и работников школы;
б) составление отчета о реализованных действиях по минимизации объёма образования отходов в учреждении образования и их эффективности;
в) размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Март – апрель
|
4.4
|
Оборудование на территории учреждения образования приспособления для компостирования органических отходов:
а) определение места для компостирования органических отходов на пришкольной территории;
б) сбор материала и выбор конструктивного решения приспособления для компостирования органических отходов;
в) оборудование места для компостирования органических отходов на пришкольной территории;
г) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Сентябрь – октябрь
|
4.5
|
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях:
а) согласование с родителями целей, задач и методов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
б) разработка памятки по изучению состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
в) изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях;
г) определение возможных путей минимизации количества отходов, образующихся в домашних условиях;
д) разработка памятки по минимизации объёма образования отходов дома;
е) составление рекомендаций по раздельному сбору и сдаче отходов;
ж) размещение информации на сайте учреждения образования, информирование заинтересованных лиц.
|
Январь – февраль
|
Раздел 5. «Качество атмосферного воздуха»
|
№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
|
Сентябрь – апрель
|
5.2
|
Определить степень загрязнения воздуха и оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы в микрорайоне учреждения образования
|
Сентябрь – апрель
|
5.3
|
Выявить причины загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
|
Сентябрь – апрель
|
5.4
|
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
|
Сентябрь – апрель
|
Раздел 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
|
№
|
Задания
|
Сроки выполнения
|
6.1
|
Изучение состояния окружающей среды в микрорайоне школы:
а) проведение комплексной оценки экологического состояния пришкольной территории с использованием общепринятых методик;
б) обследование территории аг. Каменюки с целью выявления локальных экологических проблем;
в) анализ экологической ситуации в микрорайоне;
г) размещение результатов исследования на сайте учреждения образования.
|
Сентябрь, апрель
|
6.2
|
Подготовка учащимися наглядного информационного природоохранного материала:
а) подготовка наглядного материала по энергосбережению;
б) тиражирование и распространение наглядного материала;
в) составление отчёта и размещение информации на сайте учреждения образования.
|
Сентябрь, апрель
|
6.3
|
Организация и проведение информационно-экологических мероприятий для местного населения:
а) подготовка и проведение информационно-экологического мероприятия на ссоры «Экополиса» с приглашением представителей природоохранных организаций, родителей;
б) экскурсии по экологической тропе;
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ.
|
Сентябрь - август
|
6.4
|
Подготовка и проведение практических экологических акций:
а) подготовка и проведение традиционных экологических акций: «Чистый лес», «Чистая улица», «Сдай макулатуру – сохрани дерево», «Час Земли» и др.;
б) участие в районных (областных, республиканских) экологических мероприятиях;
в) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ
|
Сентябрь - май
|
6.5
|
Разработка природоохранных инициатив:
а) анализ экологической ситуации в микрорайоне школы и на территории природного окружения;
б) изучение биоразнообразия в микрорайоне школы и на территории природного окружения;
в) разработка природоохранных инициатив с целью улучшения экологической обстановки и увеличения биоразнообразия;
г) взаимодействие с заинтересованными организация-ми с целью реализации природоохранных инициатив;
д) составление отчета и размещение информации на сайте учреждения образования, в СМИ.
|
Январь - май
|