Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно.
- Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это.
- Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со "взрослыми дядями", старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время.
- В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше?
Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи.
- Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у завуча или директора школы. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 8 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
- Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога.
- Наладьте контакт со школьным психологом, так как в период адаптации могут возникнуть нежелательные отклонения в поведении, с которыми Вы самостоятельно не справитесь. Вам потребуется помощь специалиста.
- Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу. Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
- Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего ребенка в школе.
- И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.
Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.
Причины трудностей в учении:
Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;
- значительные пробелы в знаниях;
- несформированность обще учебных и специальных учебных умений и навыков.
Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
o эмоциональную усталость;
o раздражительность;
o капризность;
o скандалы и плачь и т.д.
Причины трудностей в учении:
- Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти
- Формализм в усвоении знаний
Причины трудностей в учении:
- Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);
- Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЕ НЕПОЛНОЙ АДАПТАЦИИ
Причины:
- Продолжительная неуспеваемость или её снижение,
- невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
- проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
- неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):
- Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;
- Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;
- Чувство беспомощности и обиды;
- Формируется мотив избегания неудач;
- Нервных процессы (частые заболевания, «школьный» невроз);
- Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
- Формирование чувства неполноценности.
- Проявление асоциальных форм поведения (закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)
ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПЕДАГОГАМ И ПСИХОЛОГАМ!
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
- готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Основными задачами методической работы являются:
- Управление развивающейся системой дополнительного профессионального образования педагогов.
- Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителя;
- Обобщение и освоение передового педагогического опыта;
- Инициирование педагогического творчества;
- Освоение педагогами современных образовательных технологий.