Гиперактивный ребенок - Каменюкская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок — это не приговор, но что делать родителям в таком случае? Советы психолога гарантируют выход из сложных ежедневных ситуаций и помогут обрести гармонию при общении с собственным чадом. Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове, чего греха таить, часто крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание». Родители впадают в уныние. Не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом. Если подозрения оправдались, это означает, что вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений и постепенно скорректировать такое поведение, а не заниматься самобичеванием.

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Основные признаки и причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  2. Какая обстановка должна быть в доме и школе
  3. Домашние задания больше не ад — 5 рекомендаций
  4. Аутогенная тренировка — модель Шульца и Алексеева
  5. Нейропсихологическая игровая терапия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ СДВГ

Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ. Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить очень сложно, потому что до определенного момента поведение кажется обычным. Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать. Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, часто страдают нарушением сна, и двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников. Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.

А вот когда начинается подготовка к школе, возникают первые подозрения. Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном. Остановимся на признаках подробнее:

  1. Неуравновешенное поведение. Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.
  2. Ребенок не может сосредоточиться на одном объекте долгое время, ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.
  3. Много разговаривает (в более старшем возрасте), часто перебивает старших, эмоционален и рассеян. С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук. В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Он не может соединить слова в предложения.
  4. Ребенок конфликтен и вспыльчив, обидчив и раздражителен. Он спорит и даже дерется с другими детьми.
  5. Часто отвлекается на малейший звук или шорох, потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.
  6. Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.
  7. Мелкая моторика развита незначительно, не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.

Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга. Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания во время беременности матери, употребления наркотических веществ, стрессов. Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.

Совет: обстановка в семье также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.

 

КАКАЯ ОБСТАНОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ В ДОМЕ? ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно, особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений. Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему. Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику. Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, в том смысле он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу. Ему, как неуверенной в себе личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.

Справиться с таким чадом непросто

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении. Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где он может побыть наедине с собой и немного «остыть». Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом. В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача — сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов. Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что. Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 — уборка игрушек. Идеально иметь настенный таймер, который с помощью подсветки показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует. У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» — «получил награду завтра», не работает. Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным. Сделал что-то правильно — похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов». Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу. Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите ему игрушку, которую он хотел давно, или угостите чем-нибудь особенным.

Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка. Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им все подробно: невнимателен, сложно сосредотачивается, часто отвлекается и т. д. Они должны стать вашими союзниками, а не врагами. Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос. Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого. Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Все это стоит причислять к победам и не требовать слишком многого. Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом. Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор будет ставиться на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.

 

Домашние задания больше не ад — 5 действенных рекомендаций по семейному обучению

Совет №1

Большое количество математических примеров вводит ребенка в ступор. Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу. Потому сделайте следующее:

  1. Напишите ответы на задачи вразброс на обычном плотном листе
  2. Вырежьте их, придав форму пазлов (всего около 10 штук и более)
  3. Разложите на полу в комнате

Превратите процесс воспитания в увлекательную игру

Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи. Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!

Совет №2

Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру. Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква. Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку. Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день. Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным. Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты — не более 5 букв за один раз.

Совет №3

Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике, появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге. То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен. Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша. Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно. Умение писать — безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку. Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно (обычно к 3 классу).

Поговорите о проблеме с преподавателями

 

Совет №4

Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме. Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу (махание руками) — два шага назад. Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.

Совет №5

Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных. Многие отмечают, что работа в наушниках под классическую музыку наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания. Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!

 

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА — МОДЕЛЬ ШУЛЬЦА И ТЕХНИКА АЛЕКСЕЕВА

Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, возможно, спокойно заснуть или полноценно расслабиться после тяжелого дня. Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга. Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта. Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.

Хвалите чадо за любые достижения

Модель Шульца

Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике. Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной. Важно прислушиваться к ощущениям в собственном теле и усердно стараться, повторяя каждое упражнение несколько раз:

  1. Руки. Представьте, будто в одной руке вы держите лимон. Сожмите ладонь и выдавите из него весь сок. Отследите ваши ощущения в руке. Правда, переживать расслабление намного приятней?
  2. Руки и плечи. Представьте, будто вы маленькие котята. Вытяните руки вперед, затем вверх, отведите назад. Тянитесь как можно сильнее и после этого уроните руки по бокам. Почувствуйте расслабление всех мышц. Плечи и руки стали намного мягче.
  3. Плечи и шея. Теперь вы черепашки, греетесь на солнышке. К вам приближается опасность! Втяните голову в плечи, а сами плечи потяните вверх продержитесь так секунд 30 и снова расслабьтесь, вытяните голову.
  4. Челюсти. Сожмите их сильно, так, чтобы даже шея напряглась. Представьте, что вам попалась жесткая жвачка. А теперь расслабьте челюсти и почувствуйте, как это хорошо. Приоткройте рот, отдохните.
  5. Лицо. Представьте, будто на нос села надоедливая муха. Отгоните ее с помощью мышц лица без помощи рук!
  6. Живот. К вам направляется слоненок и не смотрит себе под ноги! Он может на вас наступить! Напрягите живот так сильно, как можете, и расслабьте его, когда слоненок пройдет мимо.
  7. Ноги. Встаньте в воображаемую «лужу». Напрягите пальцы и стопы, погружаясь в грязь все больше и сильнее. Выйдите и погрейтесь на солнышке.

Техника Алексеева

В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник. Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д. Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.

 

Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме. Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут. Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.

И, конечно же, запаситесь терпением

  1. Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра — граница. С одной стороны простирается речка, с другой — берег. Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» — надо прыгнуть в нее, кричит «берег» — стоит вернуться. Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег». Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность. Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после — действовать. Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.
  2. Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам. К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты. Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.
  3. Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.

 

Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.